1 курс 1 семестр. Методология и принципы системного подхода к анализу социальных объектов. Лекция №5

Методология и принципы системного подхода к анализу социальных объектов.



План

I. Методология

II. Методы, техника, процедуры.

III. Комплексный подход и системно-функциональный анализ в социологии.



Литература

В. А. Ядов “ Социологическое исследование: методология, программа, методы “ М.
Наука 1987

М-л социология/ Под. ред. Н. И. Дряхлова, Б. В. Князева, В. Я. Нечаева - М.
Изд-во московского университета, 1989 ( стр. 124 )

Аверьянов А. Н. Системное понимание мира: методологические проблемы М.
Политиздат, 1985



Методологический аппарат социологической науки.



I. Методология.

Методологией называют систему принципов научного исследования.

Пример: “Социальная напряженность в сентябре возросла”.

Как прийти к такому теоретическому выводу?

Необходимо:

— изучить социальную структуру общества;

— определить показатели жизненного уровня общества и его социальных общностей;

— изучить динамику изменения этих показателей за определенный период; (измерить
их);

— изучить реакцию людей, отдельных общностей на изменение уровня жизни, смену
показателей;

и т.д.

Это есть методология: система принципов научного исследования, совокупность
исследовательских процедур, техники и методов сбора и обработки данных.



Различают три уровня методологии:

Научные отрасли/

Уровни методологии В науке вообще В социологии в частности

I уровень (верхний) Философский, или всеобщей научной методологии —

II уровень (средний) Общенаучный Социологическая методология

III уровень (нижний) Конкретно-научный Специальная методология социологического
исследования



I Уровень.

Философия как методология вооружает исследователя знанием наиболее общих законов
развития природы, общества и мышления, позволяет охватить мир в его целостности,
определить место изучаемой проблемы среди множества других, ее связи с ними и
т.д.

Рассуждая о методах познания А. Эйнштейн писал: “Для применения своего метода
теоретик в качестве фундамента нуждается в некоторых общих предположениях, так
называемых принципах, исходя из которых он может вывести следствия”.

Философия как методология, представляя собой систему наиболее общих понятий,
законов, принципов движения материи, направляет деятельность человека в
определенное русло. При этом может быть использован либо весь арсенал известных
философских обобщений, либо группа каких-то общих представлений, либо один из
принципов, который начинает выступать главным, организующим, группирующим вокруг
себя другие способы познания.

Философский уровень или уровень всеобщей научной методологии — это выражение
эвристической (т.е. поисковой) функции. И главным здесь является диалектический
подход в познании.

Так, диалектика утверждает, что качества или устойчивые свойства предмета
(социального объекта в нашем случае) обнаруживаются как нечто сохраняющееся в
многообразных отношениях этого предмета с другими.

В качестве методологических принципов выступают все основные положения,
вытекающие из законов и категорий философии:

— материалистическое понимание социальной действительности;

— диалектическое развитие;

— единство и борьба противоположностей;

— диалектическое отрицание;

— сущность и явление;

— содержание и форма;

— связь количественных и качественных изменений

и др.

В них выражается сознательная философская позиция.

Методологический принцип, вытекающий отсюда:

Необходимо предусмотреть определенные исследовательские процедуры, чтобы
“схватить” именно устойчивые свойства объекта.

Например: “Какова структура мотивов трудовой деятельности?”

Рассматривают 3 типа конкретных ситуаций:

1) Опрашиваются выпускники школ, решающие вопрос о выборе профессии. Они
оценивают различные преимущества и недостатки избираемой специальности,
выявляются ценностные ориентации, личностно-значимые нормативы оценки содержания
и условий трудовой деятельности. Это проективная (воображаемая) ситуация.

2) Опрашивают молодых рабочих, оценивающих положительные и отрицательные стороны
своей реальной работы. Это реальная уравновешенная ситуация.

3) Опрашиваются рабочие, меняющие место работы, т.к. она их по каким-то мотивам
не устраивает. Это стрессовая или даже конфликтная ситуация.

Сопоставляя данные трех ситуаций, мы обнаруживаем, что некоторые мотивы трудовой
деятельности постоянно присутствуют во всех трех случаях:

— содержание труда;

— размер заработка;

— возможность продвижения по работе;

— престиж профессии.

Это и есть мотивационное ядро, т.е. устойчивые сочетания, характеризующие
отношение к труду в различных его состояниях и связях.

Следующее утверждение диалектики связано с необходимостью рассматривать
социальные процессы в их развитии, изменении.

(В примере, приведенном выше, это значит, что надо опросить этих рабочих спустя
15 лет).

Этот пример показывает, как в правилах процедуры реализуется
общеметодологическое требование:

рассматривать явления и процессы в многообразии их связей и в динамики, таким
образом выявляя их устойчивые и изменчивые свойства.

Кроме диалектического принципа можно назвать еще принцип системности
теоретического познания и практики.

Будучи философским принципом, конкретизирующим диалектико-материалистический
принцип всеобщей связи, он применительно к конкретным научным направлениям
выступает как общенаучный, на его основе развертывается определенная общенаучная
методология.

Итак, II уровень.

Общенаучная методология позволяет обладеть некоторыми законами и принципами
исследования, эффективными в различных областях знания.

Например, электромагнитная теория может рассматриваться как методология
исследования широкого круга явлений электродинамики.

Для социологии — это общая методология социологического исследования или
социологическая методология. (от греч. metodos — путь исследования или познания
и греч. logos — слово, понятие, учение) — учение о методе социального познания.

Социальная реальность специфична, поэтому для ее познания существует своя
методология — социологическая методология. Поскольку существуют различные
мировоззренческие подходы в социологии, то на сегодня только на Западе по
главным течениям философской мысли подразделяется около 19 школ и направления
социологической методологии. Наиболее непримиримым остается противостояние
позитивизма и антипозитивизма. У нас до последнего времени официально
действовала марксистско-ленинская методология, в основе которой лежит метод
материалистической диалектики.

Выступая в качестве прикладной логики, общая социологическая теория помогает
нащупать принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом
явлении, чтобы перейти к целенаправленному эмпирическому изучению объекта.

(Например: “Нарастание социальной напряженности” — всё, что до эмпирических
измерений, всё есть социологическая методология, т.е. методология общей теории
социологии.)

Позитивизм социологический — ведущее направление в социологии 19 в. (Сен-Симон,
Конт, Милль, Спенсер). Главное устремление позитивизма — отказ от умозрительных
рассуждений об обществе, создание “позитивной” социальной теории, которая должна
была стать столь же доказательной и общезначимой, как естественно–научные
теории.

Позитивизм — ведущее направление в социологии 19 в., основные методологические
установки сформулированы Сен-Симоном, основные концепции разработаны в трудах
Конта, Милля, Спенсера.

Сложился в противовес теоретизированию.

Главные устремления позитивизма уход от умозрительных рассуждений об обществе,
создание социальной теории, которая доказательна, как естественнонаучные теории.
(Метод наблюдения, сравнительный, исторический и математический методы).

Структурализм — методологическое течение, которое исходит из представлений о
преобладании, преимуществе структурного изменения в любых явлениях окружающего
мира: из структурного анализа как метода познания природы и общества.

(Монтескье 1689-1755; Сен-Симон 1760-1825, Конт 1798-1856, Спенсер, Дюригейм).

Функционализм — один из основных методологических подходов. Сущность — в
выделении элементов социального взаимодействия, определения их места и значения
(функции ) (Спенсер, Дюрrгейм и т.д.)

Далее идет III уровень методологии:

Специальная методология социологического исследования или методология
конкретного социологического исследования.

В науке вообще конкретно-научная методология отражает сумму закономерностей,
приемов, принципов, эффективных для исследования какой-то определенной области
реальности.

Методология конкретного социологического исследования — учение о методах сбора,
обработки и анализа утилизации первичной социологической информации.

В исследовательской деятельности руководствуются следующими положениями:

1) постоянным обращением к объекту изучения с целью конкретизации познания,
достижения истины;

2) сравнением с результатами ранее полученного знания в науке;

3) членением всех познавательных действий на более простые процедуры с целью
осуществления их проверки при помощи апробированных методов

и т.д.

Конкретизация этих принципов носит характер требований к проведению
социологического исследования.

Подведем итог. Понятие “методология” — собирательный термин, имеющий различные
аспекты. Всеобщая научная методология является методом поиска наиболее общих
подходов к изучению предмета. Общесоциологическая методология дает указания
относительно принципиальных основ разработки частных социологических теорий в
соотнесении с их фактуальным базисом. Последние же, в свою очередь, содержат
особые методологические функции, выступая в качестве прикладной логики
исследования данной предметной области.



II. Методы, техника, процедуры.

В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или
менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.

Для изучения поставленной проблемы в выборе тех или иных приемов определяющую
роль играют методологические посылки, принципы.

Ни в советский, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления
относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же системы
действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи —
процедурой или методикой, а иногда — методологией.

Введем следующие значения слов:

Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.

Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того
или иного метода.

Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов,
связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и
взаимосвязь.

Например: Метод — анкетный опрос:

— Часть открытых вопросов

— Часть закрытых вопросов (предложены варианты возможных ответов) — эти два
способа образуют технику данного анкетного опроса.

— Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора данных,

— Инструкция анкетеру — методика.



Процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способ
организации исследования. Это наиболее общее понятие, относимое к системе
приемов сбора и обработки социологической информации.

Например: Проведенное под руководством Б.А. Грушина исследование формирования и
функционирования общественного мнения как типичного массового процесса включало
69 процедур. Каждая из них — это как бы законченное миниатюрное эмпирическое
исследование, которое органически входит в общую теоретико-методологическую
программу.

Так, одна из процедур посвящена анализу содержания центральных и местных средств
массовой информации по проблемам международной жизни;

другая — имеет целью установить эффект воздействия этих материалов на читателя;

третья — представляет собой изучение ряда других источников, влияющих на
информированность по вопросам международной жизни;

и т.д.

Часть процедур используют один и тот же метод сбора данных (например,
количественный анализ текстов), но различную технику (единицы анализа текстов
могут быть более крупными — тема и менее крупными — понятия, имена).

Методология же этого крупного исследования концентрирована в его общем замысле,
существе развернутых и проверяемых далее гипотез, в итоговом обобщении и
теоретическом осмыслении полученных результатов.



Анализ всех методологических, технических и процедурных особенностей работы
социолога показывает, что наряду со специальными методами, используются
общенаучные, заимствованные из других дисциплин, особенно из экономических,
исторических, психологических.

Социолог должен владеть приемами статистического анализа, а значит знать
соответствующие разделы математики и статистики, иначе он не сможет правильно
определить метод обработки и анализа собранного материала, осуществить
квантификацию содержательного первичного материала, т.е. количественно
отобразить качественные признаки (представить свойства и отношения социальных
объектов в количественной форме).